Едва Научившись мыслить, люди стали мечтать о волшебной стране, стране вечного Мира и Счастья. За прошедшие с тех пор тысячелетия страна-грёза сменила много названий: Аркадия, Элизиум, Гесперия, Авалон, гора Пэнлай, Эльдорадо, Город Солнца – но её суть оставалась прежней. Мир, покой, счастье.
Долгое время страна-мечта считалась недоступной и нематериальной, но три четверти века назад всё изменилось. Кусочек этой страны теперь находится на юге Индии, в штате Андхра-Прадеш. Это ашрам Сатьи Саи Бабы — “Прашанти Нилаям”.
“Прашанти Нилаям” – это частица иной Вселенной, в которой действуют законы мира и всеобщей любви. Здесь исчезают давние страхи, утихает душевная боль, уходят горечь и разочарование, прибавляется внутренних сил, на сердце нисходит покой и умиротворение. И всё это происходит естественным образом, как бы само собой.
При первом знакомстве ашрам особого впечатления не производит. Местность, где стоит “Прашанти Нилаям”, выглядит неброско, чем-то напоминая слегка выцветшую акварель. Камни, горы, скалы – ничего особенно яркого. Поначалу это кажется странным, особенно учитывая, как богата Индия прекрасными пейзажами на любой вкус.
Пожив в ашраме несколько дней, начинаешь понимать глубину замысла Саи Бабы в создании ашрама.
Во-первых, утопающий в зелени нарядный ашрам ярко выделяется на фоне окружающей местности. Он напоминает прекрасный самоцвет в простенькой оправе. Ничто не отвлекает внимания от его красоты.
Во-вторых, “Прашанти Нилаям” переводится как «Обитель высшего спокойствия». Спокойствие избегает суеты и излишней эмоциональности, а великолепный пейзаж переполнял бы душу эмоциями, мешая сосредоточиться на главном — поиске своей истинной природы.
В-третьих, ошибкой будет судить о внутренней сути по внешнему виду. Червонное золото не такое яркое, как сусальное, но при этом куда более редкое и ценное. Небольшой скромный городок Путтапарти, в котором родился Сатья Саи Баба – это древнее место Силы, о котором рассказано много чудесных историй.
Ещё в 17 лет Сатья Саи Баба предрёк, что в будущем эти места превратятся в Прашанти Прадеш (район высочайшего спокойствия) и сюда будут стекаться миллионы людей со всего мира за получением его даршана (благословения). Предсказание сбылось.
Саи Баба сам рисовал план ашрама и следил за строительством, поэтому на “Прашанти Нилаям” лежит нетленный отпечаток его Любви и Мудрости, слившихся с местным источником Силы. Вот почему, хотя Бабы нет уже больше 10 лет, волшебная аура ашрама не изменилась. Она такая же чистая, свежая, тёплая, какой была при нём.
Любящую и заботливую Силу ашрама Саи Бабы чувствует каждый, однажды приехавший сюда, и поэтому большинство возвращаются в ашрам вновь и вновь. Даже те, кто заглянул сюда просто из любопытства, зачастую начинают регулярно посещать “Прашанти Нилаям”.
И это неудивительно. Знаете, есть такой термин «comfort food» – «еда для душевного комфорта». Простая, уютная, доступная. Еда нашего детства – бабушкины пирожки, мамины котлетки или тётушкин «наполеон».
Ещё есть «comfort place» – «место для душевного комфорта». Отыскать его сложновато, но, если ты его нашёл, оно всегда будет с тобой. У каждого своё «comfort place». Это может быть весёлый многоцветный Париж, холодно-элегантная и в то же время пылкая Венеция, молчаливые вершины седого Кавказа или мудрая и вечно юная красавица Индия.
И наконец, есть «universally comfort place» – «места, в которых комфортно всем». Таких мест на нашей планете – буквально по пальцам пересчитать. Одно из них – ашрам Саи Бабы “Прашанти Нилаям”.
Сила этого места уникальна. Мягкая, как пуховое одеяло, и надёжная, как гранитная скала. Согревающая, как майское солнце, и освежающая, как чистая родниковая вода. Уютная, как родной дом и пластичная, как подушка-трансформер.
В «Прашанти Нилаям» нет строгости и аскетичности ашрама Канхи, изящества и элегантности лакшери-ашрама Ошо, головокружительной энергетики и мощи ашрама Рамана Махарши. Тут тепло, просто, уютно.
Именно поэтому этот ашрам идеально подходит тем, кто делает первые шаги по пути самопознания. Ведь изучение любого дела начинают с азбуки. А «Прашанти Нилаям» и есть азбука. Азбука мудрости, красочная книга волшебных сказок Вселенной.
За 70 с небольшим лет, прошедших со дня основания ашрама, он превратился в центр городка, включающего в себя бывшую резиденцию Сатья Саи Бабы, храмы, школы, университет, библиотеку, музей, бесплатную больницу, стадион, торговый центр и многое другое. А Путтапарти, бывший ранее обычной захолустной деревушкой, стал небольшим, но достаточно современным по индийским меркам городком – чистым, с асфальтированными дорогами, уютными кафе, магазинами и отелями.
Это связано с тем, что Сатья Саи Баба придавал большое значение физической и душевной чистоте. «Ментальная чистота так же важна, как и физическая. Обе важны. Чистота – это первое требование духовной жизни. Второе – приличная одежда. Третье требование – это добрый характер. А четвёртое – молчание. Здание духовности построено на этих четырёх столпах».
Когда-то “Прашанти Нилаям” был простым двухэтажным зданием из гранита, но затем его полностью перестроили по проектам Саи Бабы. Перестройка была завершена 23 ноября 1974 года, в день сорокавосьмилетия Бабы. Каждая деталь архитектурно-скульптурного убранства ашрама была спроектирована и тщательно продумана самим Бабой.
Здание венчают три купола, символизирующие вечность. Скульптурный комплекс на фасаде наглядно показывает ступени душевной трансформации. Львы, слоны, змеи и павлины обозначают четыре благородные добродетели: дружбу, радость, сострадание и беспристрастие. Установленное над ними изваяние лебедя – воплощение обновлённой души, прошедшей все стадии трансформации.
Колонны, арки, двери, стены, потолок и окна разукрашены каменными и деревянными изображениями цветов, птиц, зверей и полубогов, совершающих преданную аскезу Божественной Силе.
Нарядный гопурам (башня) нижних ворот – маяк, свет которого ведёт к пути Божественной Истины, дхармы (праведности) и шанти (мира). Светильник на вершине гопурама – немеркнущее внутреннее пламя души.
Возле дома, где жил Саи Баба, стоит высокая колонна на пятигранном пьедестале. Каждая грань пьедестала украшена символом одной из пяти самых распространённых религий: христианства, ислама, индуизма, буддизма и зороастризма. Вершина колонны увенчана распустившимся цветком лотоса, обозначающим открытое чистое сердце, полное любви и сострадания.
Это Сарва Дхарма Ступа, она же Сарва Дхарма Айкья Стамбха (Столп Единства Мировых Религий). Кольца у основания столба показывают, что Бог един для всех религий. Устремляющаяся ввысь колонна – что человечество может и должно преодолеть свои разногласия на пути к Добру и Свету. Цветок лотоса – символ физической, душевной и умственной чистоты. Как мутная трясина, в которой растёт лотос, не мешает ему тянуться к свету и сохранять свои лепестки незапятнанными, так и человек должен стараться сохранить душу и ум чистыми, чтобы достичь праведного поведения (Добро) и духовного знания (Свет).
К сожалению, сейчас осмотреть дом Бабы и Сарва Дхарма Ступу не удастся. Эта часть ашрама – закрытая территория, туда могут входить только сотрудники.
Здания ашрама оставляют невероятно милое впечатление. Все они выкрашены в нежные оттенки розового, жёлтого и голубого. Нарядные блестящие здания так похожи на гигантские конфеты, что поначалу кажется, будто перед тобой сказочный город Конфетенбург из гофмановского «Щелкунчика». Это ещё одно послание Бабы миру. Розовый цвет обозначает любовь, жёлтый – разум, а голубой – дух. Равновесие и гармония этих трёх сил приводят человека к Прашанти (высшему спокойствию).
Внутренняя свобода гармонично сосуществует в “Прашанти Нилаям” с чётким распорядком. Здесь не одобряют пустого времяпрепровождения в полном соответствии с заповедями Саи Бабы. Он говорил: «Поймите, что время дороже всего; нет ничего дороже времени…Если вы потеряли время, вы никогда не вернёте ни одной секунды… Многие люди даже здесь тратят попусту время. Потерянное время – потерянная жизнь. Если человек теряет время, у него развивается лень. Лень – это ржа и пыль. Поэтому ни при каких обстоятельствах не теряйте времени…Не тратьте попусту время. Время – это Бог».
Ашрам Саи Бабы — «Прашанти Нилаям» предназначен для познания самого себя – задача порой архисложная, но возможная. Чтобы двигаться по пути самопознания, нужно хотя бы временно упорядочить свою жизнь, поэтому гости ашрама “Прашанти Нилаям” живут по расписанию. Оно несложное и необременительное. Вот оно:
РАСПИСАНИЕ РАБОТЫ АШРАМА САИ БАБЫ
05:10 – 06:25
- Омкар (пение мантры «Ом» 21 раз)
- Медитация
- Супрабхатам (утренний гимн Божеству)
- Пение Вед
- Нагарасанкиртан (обход Мандира с молитвенными песнопениями. Учтите, что женская и мужская группы идут отдельно).
06:25
- Пуджа.
08:00 – 10:30
- Утренний Даршан (лицезрение Свами). Состоит из следующих ритуалов:
- Рецитация (чтение) Вед – 08:00 – 09:00
- Бхаджаны (коллективное песнопение во славу Божества) и Аарти (освящение огня, огненный ритуал почитания) – 09:00 – 09:30
- Даршан Махасамадхи (гробнице Бабы) – 09:30 – 10:30
16:30 – 19:00
- Вечерний Даршан.
- Рецитация (чтение) Вед – 16:30 – 17:15
- Бхаджаны и Аарти – 17:15 – 18:00
- Даршан Махасамадхи – 18:00 – 19:00
18:00 – 18:20
- Медитация в молитвенном зале для иностранных паломников
19:00
- Заключительное Аарти
- Поклонение самадхи и звучание мантры Саи Бабы — гаятри Саи Баба.
ОМ СААЙИИШВАРААЯ ВИДМАХЕ
САТЬЯ ДЕВААЯ ДХИИМАХИ
ТАННА(С)САРВА(Х) ПРАЧОДАЯАТ
ПО ВОСКРЕСЕНЬЯМ
16:00 – 16:30
- Воскресный Даршан
Правила жизни в ашраме:
Мужчины и женщины совершают даршан по отдельности (для этого предусмотрены раздельные залы).
Перед совершением даршана мужчинам желательно надеть белую рубашку и светлые брюки. На случай, если в вашем гардеробе нет подобной одежды, её можно купить в магазине ашрама.
Женщины должны надеть платье с длинным рукавом и прикрыть плечи и зону декольте шарфом-дупаттой. Можно также надеть шальвар-камиз или сари. Нарядная и дорогая одежда не возбраняется – глядя на пришедших поклониться махасамадхи индианок, иногда кажется, что находишься на неделе высокой моды в Мумбаи или Дели – но она обязательно должна быть строгой и скромной. Ничего открытого, короткого или просвечивающего. Женщины также смогут купить всё нужное в местных магазинах.
Время посещения магазина ашрама: для женщин – 08:30 – 11:30, для мужчин — 11:30 – 15:00. Все магазины и лавочки в ашраме закрываются в 20:00. По выходным время работы магазинов может меняться.
С собой на даршан можно принести только сборник гимнов. Женщины могут иметь при себе ещё маленькую сумочку с паспортом, деньгами и ключом от комнаты. Всё остальное надо сдать в службу хранения, сотрудники которой взамен выдадут вам номерок. Вообще лучше все ценности держать там, но имейте в виду, что служба хранения работает с 06:30 до 20:00.
Такие строгости действуют только на время церемонии даршана. На остальной территории ашрама можно брать с собой вместительные сумки, пользоваться телефонами, мужчины могут носить длинные шорты, а женщины – платья без рукавов.
Перед входом в мандир нужно пройти через металлоискатель, после чего специальные севадалы проверят одежду молящихся (разумеется, мужчин осматривают мужчины, а женщин – женщины). Отнеситесь к этому с пониманием — они ничего не имеют против лично вас. Это стандартные меры безопасности, обязательные для всех посетителей. И, право, в этом случае лучше перебдеть. Но имейте в виду, строгость осмотра во многом зависит от соответствия вашего внешнего вида описанному выше дресс-коду.
В ашраме СТРОГО ЗАПРЕЩЕНЫ алкоголь, курение и мясная пища.
На территории ашрама Саи Бабы работают три столовые: европейская, североиндийская и южноиндийская. Там чисто, вкусно, сытно и недорого.
Самая дешёвая – южноиндийская, но всё же новичкам лучше выбрать первые два варианта. Южноиндийская столовая подойдёт тем, кто уже знаком с острой и пряной кухней Юга Индии.
Часы работы столовых отличаются, но во всех трёх — самообслуживание. Мужчины и женщины едят в отдельных залах. Можно купить и отнести в свой номер воду в бутылках, кокосовые орехи и свежевыжатые соки. Готовить в номере нельзя.
Кто хочет, может помочь приготовить еду или прибрать столовую. Исключительно на добровольной основе, заставлять никого не будут.
Существует 4 варианта размещения в ашраме:
- Шед – большой зал, вмещающий примерно сотню человек. Тут чисто, есть душевые и туалеты, но спать придётся на матрасах, положенных на пол. Для непривычного человека, это, пожалуй, чересчур экзотично.
- Дормиторий – что-то наподобие хостела. Номер в нём рассчитан человек на 10, но комнаты редко бывают заполнены, разве что по большим праздникам. Номера оборудованы душевыми, а вот отдельных туалетов нет, они общие на весь корпус.
- Норд – нечто вроде гостиницы. Каждая комната-номер рассчитана на 3 человек и оснащена вентилятором, ванной комнатой и туалетом. Мужчин и женщин могут поселить вместе, только если они предъявят свидетельство о браке. В противном случае проживание будет раздельным. Нельзя также жить в комнате одному, в каждом номере размещают минимум по два человека.
- Те, кому важен комфорт, могут поселиться в одном из отелей вблизи ашрама Саи Бабы «Прашанти Нилаям», проводить весь день в ашраме, а питаться и ночевать в отеле. Это обойдётся в несколько сот рупий в сутки, но бронировать номера нужно ЗАРАНЕЕ.
В первых трёх случаях поддерживать чистоту в комнатах придётся самим, а перед отъездом всё нужно будет привести в порядок. Ещё желательно экономить воду и электричество и, выходя из комнаты, обязательно выключать свет и отключать все электроприборы. Включать дополнительные обогреватели и электроплитки нельзя.
Примерно в 21:30 – 21:40 жизнь в “Прашанти Нилаям” замирает до четырех часов утра. Войти внутрь в это время нельзя, а покинуть ашрам можно только в случае форс-мажора, предъявив севадалу квитанцию об оплате жилья и выйдя пешком через главный вход (если есть тяжёлые вещи, их заранее загружают в такси, которое ждёт за воротами). Ключ от комнаты бросают в специальный ящик, если уезжаете днём, то отдаёте его сотрудникам на ресепшн.
Вообще бюрократия – наше все. Сохраняйте все квитанции до отъезда из ашрама и не передавайте их никому, за исключением, естественно, членов семьи. Если понадобилось покинуть ашрам больше чем на сутки, не забудьте сообщить об этом на ресепшн и сдать сотрудникам ключ от комнаты. Следить за продлением регистрации и своевременной оплатой жилья тоже придётся самому. Дисциплина – тоже наше всё.
Имейте в виду – тех, кто не вписывается в местную жизнь, просто не впускают в ашрам, а особо злостных нарушителей в любой момент могут выселить.
И напоследок: здесь не приветствуется длительное общение друг с другом, особенно если речь идёт о лицах противоположного пола. Поздороваться, перекинуться парой слов, о чём-нибудь спросить – можно. Долго и тщательно обсуждать новинки кино и новости светской жизни – не рекомендуется. Да и мало кому хочется вести подобные беседы – время в “Прашанти Нилаям“ ощущается как величайшая ценность, поэтому его здесь тратят взвешенно и вдумчиво.
Уточнение для пар: воздержитесь от публичного проявления нежных чувств. Тут дело не в консерватизме индийцев, а в том, что всё в ашраме – от расцветки зданий до чёткого расписания дня – помогает людям упорядочить свой ум и душу. Поэтому всё, что может хоть как-то взбудоражить чувства и мысли других, исключается из местной жизни.
Ашрам Саи Бабы «Прашанти Нилаям»– совершенно особый уголок Света, Единства, Тепла, Добра и Покоя. В “Прашанти Нилаям” вы насладитесь уединением, не страдая от одиночества.
И это правильно, ведь
- Ни один человек не остров,
- Он жемчужина в ожерелье,
- Что на шее жизни сверкает,
- Путеводной звезде подобно.
- Ни один человек не остров,
- Он лишь пёрышко в оперенье
- Той волшебной чудесной птицы,
- Что судьбу возвещает людям.
- Ни один человек не остров,
- Лепесток он в цветке огромном,
- Что вселенной нашей зовётся.
- Только надо, чтоб нежным светом
- Засиял многоцветный жемчуг,
- Заблестело перо на солнце,
- Лепесток раскрылся душистый.
- Ведь у каждого есть своё место,
- Что ему предназначено жизнью.
- Кто найдёт то место, тот счастье
- На всю жизнь в свою душу заманит.
- Ни один человек не остров.
- Остров слишком живёт одиноко.
- В море жизни он мёртвый камень,
- Он не может любить и верить,
- Наслаждаться красками жизни
- И менять свою жизнь внезапно.
- Человеку ж всё это доступно.