Вода – это не только кровь и пот Земли, но и необходимый элемент любого мира, в котором есть жизнь, потому что если земля для воды – вместилище и опора, то вода для земли – источник жизни. Недаром богиня-царица Ганга «в трёх мирозданьях течёт и струится».
Лингам Воды, последний из пяти великих лингамов стихий (про предыдущие четыре лингама читайте здесь, здесь, здесь и здесь), находится в храмовом комплексе Джамбукешвар Темпл, расположенном в самом центре штата Тамил Наду, в городе Тиручираппалли.
Тиручираппалли, он же Тирчи или Тричи – один из самых чистых, комфортных и безопасных городов Индии. Некоторые полагают – и определённая логика в этом есть – что это результат воздействия Силы Воды, поскольку вода считается одним из символов чистоты. К тому же вода очень любит комфорт, методично и упорно меняя своё ложе и окружающий пейзаж до тех пор, пока они не станут такими, как она желает. И, наконец, тёплые и ласковые объятия воды похожи на материнские – они убаюкивают, утешают, подбадривают, в них уютно и безопасно. Разумеется, при условии, что вода благодушно настроена. Если она чем-то разгневана – мало не покажется никому.
Сине-ало-золотистые гопурамы Джамбукешвар Темпла, оттенённые яркой зеленью пальм, чем-то напоминают коралловый дворец морского царя из андерсеновской «Русалочки». Для полного сходства не хватает только шныряющих между пальмовыми ветвями рыб и выглядывающих из окон русалочек.
Гопурамы не возносятся ввысь, а плавно ниспадают вниз, как гигантские каменные водопады. Кажется, что две волшебницы – Вода и Земля – синхронно взмахнули своими палочками, и огромные массы низвергающейся воды, окаменев, застыли в полёте. Вообще две женские стихии – Вода и Земля –идеально дополняют одна другую и в то же время непрерывно соперничают друг с другом. Чисто по-женски. Возможно, поэтому создание водного и земляного лингамов Господь Шива доверил богине Парвати, а не стал заниматься этим сам.
Кстати, история лингамов Земли и Воды немного похожа. Оба они сотворены богиней Парвати во время совершения наложенной Господом Шивой аскезы. Оба раза аскеза была наложена в наказание за то, что Парвати прервала медитацию Шивы и этим принесла миру большие несчастья. Но есть и существенное различие.
Когда Парвати создала лингам Земли, Шива простил её и сделал своей супругой, а когда она создала лингам Воды, то получила совершенно другой, уникальный в своём роде статус – Ученицы Шивы. Джамбукешвар Темпл является единственным храмом, в котором Шива и Парвати предстают не как божественные супруги, а как Учитель и Ученица.
Предыстория этого события такова. По приказу Шивы провинившаяся Парвати покинула священную гору Кайлас, приняла образ Акхиландешвари, что переводится как «Богиня, правящая Вселенной», и отправилась на юг (как известно, большинство рек текут в направлении с севера на юг). Дойдя до рощи деревьев джамбу (вид сливы) на берегу реки Кавери, она сотворила из вод реки лингам и стала ему поклоняться. Кстати, если верить древнему преданию, растущее возле главного храма дерево джамбу – последний экземпляр деревьев той рощи. Уверившись в искреннем раскаянии и неизменной преданности Парвати, Господь Шива явился ей и обучил тайнам Космической Мудрости.
Расстановка храмовых мурти напоминает об этих уроках. Изображение Господа Шивы глядит на запад, а поставленное прямо напротив него изображение Акхиландешвари – на восток. Именно так сидели божественные Учитель и Ученица, когда Шива открывал Парвати Великое Знание.
По легенде, Акхиландешвари ранее пребывала в настолько дурном настроении, что никто не отваживался приблизиться к её изображению, и верующие совершали пуджи в её честь за пределами храма. Так продолжалось, пока в Джамбукешвар Темпл не пришёл легендарный мудрец Ади Шанкара. Увидев гнев богини, он преподнёс ей особые серьги – Шри Чакры – и установил напротив храма статую Ганеши. Богиня смягчилась, и верующие смогли без опаски заходить в храм.
Так как в Джамбукешвар Темпле Парвати является не супругой Шивы, а его Ученицей, здесь никогда не совершают обряд бракосочетания для божественной четы (Тиру Кальянам). Зато в этом храме проводится уникальная церемония, которую нигде больше не увидишь. Ежедневно в полдень один из храмовых браминов надевает бордовое сари и выполняет ритуал поклонения Господу Шиве. Это делается в память о каждодневных пуджах, которые Акхиландешвари совершала перед лингамом.
В Джамбукешвар Темпле обязательным элементом ритуального ежедневного омовения лингама (абхишеки) является варёный рис, символизирующий высокие урожаи и обилие воды, ведь мало какое растение любит воду так сильно, как рис.
Второе название Джамбукешвар Темпла – Тхируванаиккавал Темпл – означает «лес святого слона». История происхождения этого названия очень интересна.
Как известно, Шиву, обитающего на горе Кайлас, окружает многочисленная свита ганов (божества и демоны). Двое ганов, Мальяван и Пушпаданта, были беспредельно преданы Господу Шиве. И так же беспредельно ненавидели друг друга. Однажды Пушпаданта проклял Мальявана, пожелав ему родиться в следующей жизни пауком. Мальяван не остался в долгу, пожелав Пушпаданте возродиться в образе слона. Оба проклятия исполнились.
То, что Мальяван и Пушпаданта родились в теле животных, ни на йоту не уменьшило их преданности Шиве, и они, придя в рощу джамбу на берегу Кавери, стали совершать аскезу перед лингамом. Паук сплёл над лингамом густую паутину, чтобы защитить его от сухих листьев и жарких лучей солнца. Слон же ежедневно омывал лингам водой и украшал его свежими цветами и фруктами. В процессе омовения паутина, естественно, разрушалась, что приводило паука в ярость. Однажды его терпение лопнуло, он убил слона укусом и сам при этом погиб. Шива, растроганный такой верностью, даровал слону освобождение (мокшу), а пауку позволил возродиться в человеческом облике.
Паук возродился в образе Коченканнана, одного из величайших королей династии Чола. «Коченканнан» буквально переводится как «красноглазый». Такое необычное имя король получил из-за обстоятельств своего рождения.
Ещё до рождения Коченканнана придворный астролог предсказал его родителям, что их сын прославит королевство Чола и прославится сам. Но… лишь в том случае, если появится на свет в строго определённый день и час. Родись он в иное время, принесёт стране огромное горе и неисчислимые бедствия.
Ребёнок, ничего не знавший о предсказании, решил появиться на свет раньше обозначенного астрологом времени, однако королева не допустила этого. Она велела слуге связать ей ноги и повесить её вниз головой. Столь радикальные меры замедлили роды, и ребёнок таки родился в нужное время, вот только глаза у него были красные.
Коченканнан был горячо предан Господу Шиве и воздвиг в его честь 70 крупных храмов. Одним из них был Джамбукешвар Темпл – разумеется, Коченканнан построил не весь комплекс, а только главное святилище. Остальное – семь гопурамов, пять стен и множество небольших храмов – постепенно достраивали в последующие века правители четырёх династий: Чола, Наяки, Пандья и Паллавы.
Но и в обличье Коченканнана паук не забыл о своей ненависти к слону. Главное святилище имеет такие размеры и форму, чтобы туда не смог войти даже новорождённый слонёнок. Однако, поскольку перед этим лингамом Шива одарил слона мокшей, король-паук волей-неволей вынужден был выказать уважение давнему врагу, поэтому до недавнего времени в роще, окружающей храм, держали ручного слона.
Просто войдя в главный зал храма, лингам Воды увидеть не удастся: его отгораживает от зала небольшая дверь, в которой проделаны девять отверстий – по числу священных источников храма (тиртх). Если верующему удастся взглянуть на лингам через каждое из девяти отверстий, это считается равнозначным омовению в девяти тиртхах. По другой версии, девять отверстий символизируют девять небесных тел (наваграх), небольшое святилище которых находится неподалёку от главного храма.
За лингамом Воды стоят статуи 63-х наянаров – знаменитых и очень почитаемых на Юге Индии преданных Шивы, посвятивших свою жизнь его прославлению. Наянары жили в разное время, среди них были люди самого разного статуса, от вельможи до нищего. Но всех их объединила и увековечила в веках горячая и искренняя преданность Шиве. Во время праздников и фестивалей служители храма по сей день поют гимны, сочинённые наянарами.
Колонны храма, сплошь покрытые тонкой резьбой и изящными барельефами – подлинное чудо искусства. Но прекраснейшими деревьями этого каменного леса, бесспорно, являются четыре большие колонны в центральном зале. Они настолько идеально сочетаются друг с другом, что кажется, будто их высекли из одной гигантской глыбы (на самом деле они сложены из безукоризненно пригнанных друг к другу каменных блоков).
Под храмом бьёт священный источник, выходящий наружу у основания лингама, так что лингам примерно на треть погружён в воду, а в главном зале даже в самую лютую жару ощущается дыхание водной свежести.
Центральный зал окружён множеством залов, самыми красивыми из которых являются зал Тримурти (великой Триады – Брахма/Вишну/Шива); зал Натараджи (Танцующего Шивы); зал Васанта Мандапам – в нём находится большой бассейн, возле которого Господь Шива и Парвати Акхиландешвари отдыхали вечерами. И, конечно же, зал тысячи колонн – практически обязательная принадлежность крупных храмов.
В храме много изображений Парвати в различных её ипостасях: Дурга, Чандикешвари, Кали. Особенно впечатляет огромный барельеф, изображающий пятидесятирукую Кали.
Одной из самых примечательных частей храма является стена около 10 м высотой и почти 2500 м длиной. Она называется Тхирунитрам («священный пепел»). По легенде, зодчим, построившим эту стену, был сам Господь Шива. С каменщиками, строившими эту стену, Шива ежедневно расплачивался не деньгами, а священным пеплом. Но стоило им дойти до дома, как пепел превращался в монеты.
Кстати, о монетах. Несколько лет назад в Джамбукешвар Темпле нашли самый настоящий клад. Во время ремонтных работ под одной из храмовых стен обнаружился медный горшок, полный золотых монет весьма почтенного возраста – более тысячи лет.
Длинная очередь паломников у ворот Джамбукешвар Темпла не иссякнет до тех пор, пока на Земле существует жизнь, потому что у воды и жизни очень много общего. Начать с того, что и ту и другую мало кто ценит по достоинству. Цитата из одного исторического романа отлично иллюстрирует стандартное отношение людей к воде:
«Вода, вода! Когда ты рядом и тебя много, тебя никто не ценит и не бережёт. Тебя разливают не жалея, тебя загрязняют нечистотами, и лишь тогда, когда тебя нет и ты далеко, люди начинают понимать, что ты слаще мёда, дороже золота и краше алмазов».
Но этим сходство не исчерпывается. Вода и жизнь одинаково пластичны, текучи, живучи, быстротечны, вечны, милосердны, жестоки, мудры, коварны, ласковы и многолики. Потому что они родные сёстры, только не все об этом знают.